21
Май

ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЛИТЬЯ

Художественное литье зародилось в бронзовом веке, и основные технологические приёмы художественного литья вырабатывались при изготовлении изделий из бронзы – самого употребляемого сплава для художественных изделий. Этот вид литья представлял собой литье по выплавляемым моделям и предполагал заливку расплавов в специально приготовленные формы, внутренняя полость которых соответствует конфигурации, подлежащей изготовлению отливки. Известны отливки, изготовленные 6000 лет тому назад в нижнем Ефрате, в стране Урарту. Позднее, в 2-1 тысячелетиях до нашей эры, художественное литье изготовляли в Китае, Индии, Вавилоне, Египте, Греции, Риме. Например, литая из бронзы голова Палласа высотой 2,3 метра относится к IVвеку до нашей эры.

Изготовлением художественного литья занимались скифы, населявшие в те времена Приднепровье и Приазовье, которые научились этому мастерству у греческих переселенцев. Отлитые скифами золотые и бронзовые украшения хранятся в музеях Украины. Наиболее известной является находка из кургана Толстая Могила – золотая царская пектораль IV века до нашей эры, которая хранится в Киевском музее исторических драгоценностей Украины. Масса золотой пекторали – 1140 гр., диаметр – более 30 см. Для её изготовления использовали литьё по восковой модели. Композиция пекторали состоит из трёх уровней: нижний – анималистические сцены с участием мифологических и реалистических зверей; средний – флористические мотивы, верхний – сцены с участием скифов и домашних животных.

В 13-14 веках Византия, Венеция, Генуя, Флоренция славились своими литыми изделиями. Позже, в эпоху Возрождения, художественное литье по выплавляемым моделям применяет итальянский скульптор, ювелир и писатель Бенвенуто Челлини. Во Франции мастер освоил технику бронзового литья и с этой поры начал выполнять крупные скульптурные заказы. Так, с 1545 по 1553 годы Челлини находился на службе у герцогаКозимо I Медичиво Флоренции, где создалзнаменитую статую Персея, держащего голову Медузы-Горгоны. Пик художественного литья из бронзы пришёлся на XVII—XVIII век в Западной Европе, когда любой более-менее богатый человек желал увековечить себя в статуях и эпических композициях. Однако изготавливали замечательные отливки и для площадей городов, например, решётка работы Жана Ламура на площади Станислава в Нанси (1755).

В Киевской Руси художественное литье развивалось с 11 века, когда отлив колоколов стал искусством, и достигло расцвета в конце 12 начале 13 веков. Появились двусторонние формы из твердого камня с разветвлёнными литниковыми системами, позже – формовка в глине. Металл для создания изделий художественного литья плавили в тиглях.

В 15 веке появляется чугун, который сразу же положительно зарекомендовал себя в художественном литье. С 1445 года литейщики из чугуна начали делать украшения фасадов зданий, лестниц, фонарей, каркасов для скамеек и т.д. В 1479 году в Москве была построена «пушечная изба» – первый литейный завод. В царствование Ивана IV были созданы литейные заводы в Туле, Кашире и других городах. В технологии художественного литья 16 века для формовки применяли в основном кварцевый песок и смешанную с шерстью глину. Мастерство русских литейщиков 16-18 веков, особенно в изготовлении колоколов и пушек, считалось непревзойдённым. В 1586 году Андрей Чохов отлил «Царь-пушку» массой 38,4 тонны, которая до настоящего времени украшает Московский Кремль.

При Петре I изготовление отливок увеличилось, были построены литейные заводы на Урале, Юге и севере России. В 18 веке литейщики создали замечательные образцы литейного искусства. Так в 1735 году был отлит «Царь-колокол» весом свыше 200 тонн (И.Ф. и М.И. Маториными). В искусстве художественного литья большое место занимали также произведения парковой скульптуры, например, чугунная арка для Екатерининского парка в Царском Селе (1778). Особо следует отметить отлитый в 1782 году памятник Петру I «Медный всадник» весом 22 тонны (Э.Фальконе).

В XIX веке для производства художественных отливок стали широко использовать разъемные песчаные формы. В XIX веке выдающимися произведениями литейного искусства можно смело назвать: памятник герцогу де Ришелье в Одессе (1828), скульптурные конные группы на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге (1849-50); памятник «Тысячелетие России» в Новгороде (1862); памятник Богдану Хмельницкому в Киеве (1888). В XIX веке литье по выплавляемым моделям не исчезло. Его в конце XIX века его стали применять в зубопротезной технике, а также продолжали использовать для изготовления ювелирных изделий.

 

Первые попытки научного обоснования процессов литья сделали в своих работах Р.Реомюр, М.В.Ломоносов. Дальнейшее развитие эта наука получила в трудах основоположника металловедения Д.К.Чернова. Важную роль в науке о промышленном и художественном литье сыграли работы металлургов А.С.Лаврова и Н.В.Калакуцкого, а также выдающегося химика Д.И.Менделеева.

В годы Советской власти художественное литье не утратило своего значения в монументальной скульптуре, прежде всего для увековечивания вождей мирового пролетариата и деятелей культуры. Примером может служить памятник Ленину в Запорожье (1964). Скульптура сделана из бронзы, а постамент — из розовогогранита. Общая высота памятника — 19.8 метров. Рука Ленина указывала в сторону плотиныДнепроГЭСа. В нижней части гранитного постамента расположены бронзовые фигуры сталевара, строителя, колхозницы и учёного. Этот памятник, к сожалению, снесли в 2016 году. Другим известным монументом является памятник Тарасу Шевченку в Киеве, который установлен в парке напротив Киевского университета 6 марта 1939 года. Бронзовую статую поэта высотой 6,45 метра отлито за моделью скульптора Матвея Мазинера.

Художественное литье не утратило своего значения и в наше время. Для художественного литься преимущественно применяют сплавы и металлы: чугун, бронза, латунь, алюминий, олово, медь, серебро, золото. Художественное литье всегда вызывало позитивные эмоции и заставляло им восхищаться. Поэтому и сегодня сложно представить большинство отлитых изделий без красивых металлических орнаментов и выгнутых форм. Они способны разнообразить любой интерьер, внести в него красивые и уникальные элементы.